merkuiovv

Categories:

Невозвращенец (но всё не так просто)

Часть 2 

Предисловие – здесь , часть 1 - здесь

 Думаю, что после прочтения первой части, вы ждёте рассказа о том, как уточнённый любитель русской старины Константин Горбатов с порога не принял русскую революцию. Однако, факты свидетельствуют об обратном. В 1918 художник становится одним из соучредителей «трудового профсоюза художников». Но это поступок, скорее нейтральный. А вот, другой – в 1919 (разгар т.наз «военного коммунизма») Константин Иванович становится профессором Академии Художеств (естественно, уже не «императорской») и остаётся в этой должности вплоть до самого отъезда в 1922. Посмотрите несколько работ этого периода. Вольно или невольно в его творчестве появляется тема «большого города», которую он до этого старательно обходил стороной 

1 — Новая Деревня. Петербург. 1919
1 — Новая Деревня. Петербург. 1919
2 — Красный флот на Неве 28 октября 1918 года. 1919. Государственный Русский музей
2 — Красный флот на Неве 28 октября 1918 года. 1919. Государственный Русский музей

Интересна «расшифровка» сюжета этой картины. Это вовсе не карнавал и не праздник. Вот что написано в поясняющей табличке выставки «28 октября 1918 года – начало отступления армии Юденича от Петрограда. Действия Красной армии были поддержаны артиллерийским огнём кораблей, стоящих на Неве. Однако, не зная этого, трудно предположить, что на картине речь идёт о военных действиях. Судно под алыми парусами на переднем плане, спускающиеся сверху красные стяги и тёмное небо, расцвеченное фейерверками, создают праздничное настроение картины». Как видите, вполне советский сюжет, хотя и в несколько старомодном исполнении 

3 — Дом на берегу реки. Крестовский остров. 1920-22. Музей Новый Иерусалим
3 — Дом на берегу реки. Крестовский остров. 1920-22. Музей Новый Иерусалим
4 — Окрестности Петербурга. 1920. Музей Новый Иерусалим
4 — Окрестности Петербурга. 1920. Музей Новый Иерусалим
5 — Пейзаж с ростральной колонной на фоне домов. 1922. Музей Новый Иерусалим
5 — Пейзаж с ростральной колонной на фоне домов. 1922. Музей Новый Иерусалим
6- Сирень, 1921, частное собрание
6- Сирень, 1921, частное собрание
7 — Уголок музея (Академия художеств)
7 — Уголок музея (Академия художеств)

Создается впечатление, что Константин Горбатов если и не без труда, то довольно неплохо вписался в новую реальность. Собственно, далеко не все стремились уехать. Многие его современники вполне нашли себя, продолжали работать – Игорь Грабарь, Исаак Бродский, Константин Юон, Михаил Нестеров (вот уж кто бы мог подумать). Но в 1922 наш герой выезжает в командировку, в Берлин, официально, от Академии, вместе с женой. Кстати, указанное обстоятельство свидетельствует о том, что художник был на хорошем счету у новой власти, абы кого в заграничные командировки не посылали, даже тогда. Домой он (физически) не вернётся больше никогда. 

Мне кажется (впрочем, это не только моё мнение, и уж точно не открытие) что его разногласия с новой эпохой носили не столько политический, сколько эстетический характер. Старые мелодии все тише и тише звучали в громком и бравурном марше советского авангарда. До расцвета соцреализма, означавшего возможность, как это сейчас модно говорить «перезапуска карьеры», чем, например, успешно воспользовался М.Нестеров, надо было ждать ещё лет 10, да и кто мог в 1922 предвидеть этот расцвет? Я думаю, что Константин Горбатов просто не нашёл себе места в новом художественном мире. Конечно, не исключен и простой человеческий мотив беспокойства за личную безопасность, однако, в биографических данных об этом ничего не говорится. 

Как я уже сказал, выставка разбита на 3 хроно-тематических зала и довольно удачно разместилась в музее Новый Иерусалим. Пока мы двигаемся из первого во второй зал, есть время познакомиться с некоторыми высказываниями художника, словесно иллюстрирующими (вот ведь парадокс) его подход к жизни и искусству

8
8
9
9
10
10
11
11
12
12
13
13
14
14


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic