merkuiovv

Category:

Синтез искусств. Архитектура в живописи итальянского Ренессанса. Эпизод 1 – умбриец Пинтуриккьо

Ренессанс не знал слова «музей». Произведения живописи создавались под конкретное место в конкретном интерьере. И далеко не всегда это место имело прямоугольную форму. Так что, в этом концерте для стены и кисти, стена, чаще всего, задавала тон, во многом определяла то, что будет изображено (и я говорю не только о фреске). Так реальная архитектура определяла рамки живописи. В прямом смысле слова, пространственные. Но это только одна линия пересечения архитектуры и живописи в ту эпоху. Была, как минимум, ещё одна. Вы, наверное, и без меня хорошо знаете, что архитектура – один из главных героев (героинь) полотен эпох кватроченто, ренессанса и маньеризма. Наряду с евангельскими персонажами, святыми, мифологическими героями, отдалёнными пейзажами, она занимает прочное место в умах и в произведениях художников. И при этом, мы можем увидеть, как настоящие сооружения, так и вымышленные – плод великолепной фантазии мастеров эпохи. Причём, фантазии часто обоснованной мечтой (или расчётом) о том, какие должны быть города и постройки в них. 

Как правило, к таким мыслям мы приходим, созерцая то или иное произведение. А что если собрать их (виртуально, конечно) воедино? Так у меня родилась идея замысла (или, если хотите, сериала) вынесенная в заголовок. Попробуем? Я пока сам не знаю, что из этого может получиться. Только одна оговорка. Когда речь идёт о сложных произведениях, с большим количеством деталей, я думаю, что максимальное число, которое способен воспринимать мозг в 1 заметке – 12 (дюжина). Так что, постараюсь укладываться. Начнём, пожалуй, с умбрийца Пинтуриккьо (Бернардино ди Бетто ди Бьяджо, 1454-1513). Почему с него? А почему нет? Сегодня посмотрим на апартаменты папы Александра VI (Борджиа), расположенные в Ватиканском дворце этажом ниже станц Рафаэля. Во-первых, они хорошо иллюстрируют первый тезис о том, что архитектура определяла рамки живописи, во-вторых, Пинтуриккьо с учениками изобразили там в 1492-1494 годах множество архитектурных сооружений. Их-то мы и будем искать

1 Диспут св.Екатерины с философами (она же Лукреция Борджиа)
1 Диспут св.Екатерины с философами (она же Лукреция Борджиа)
2 Диспут св.Екатерины с философами (она же Лукреция Борджиа)(деталь)
2 Диспут св.Екатерины с философами (она же Лукреция Борджиа)(деталь)
3 Благовещение
3 Благовещение
4 Встреча Марии и Елизаветы
4 Встреча Марии и Елизаветы

Даже из вертепа можно сделать нечто на тему архитектуры 

5 Рождество (поклонение Младенцу)
5 Рождество (поклонение Младенцу)
6 Поклонение волхвов
6 Поклонение волхвов
7 Сусанна и старцы (смотрим на фонтан)
7 Сусанна и старцы (смотрим на фонтан)
8 Мученичество св.Варвары
8 Мученичество св.Варвары
9 Свободные искусства. Арифметика
9 Свободные искусства. Арифметика
10 Свободные искусства. Геометрия
10 Свободные искусства. Геометрия
11 Свободные искусства. Грамматика
11 Свободные искусства. Грамматика
12 Свободные искусства. Музыка
12 Свободные искусства. Музыка


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic