merkuiovv

Category:

Почему авангард часто нравится больше, чем классическое искусство?

Сначала следует определиться с терминологией. Что такое «классическое искусство» - более-менее понятно. Теперь про слово «авангард». Для меня это эпоха от возникновения импрессионизма до … вот тут сложнее. По крайней мере инсталляции из бумажных пакетов для мусора, я не отношу к «авангарду», по одной простой причине – это вообще не по разделу искусство. Это нечто иное, а что – мне не интересно. Итак, теперь можно и к теме. Часто приходится слышать о том, что последние залы музеев (ведь большинство музеев у нас консервативны и выставляют всё в строго хронологическом порядке) дают больше живого отклика, чем первые, и уж точно, чем «средние». Например, вот здесь (в комментариях) вчера у меня был разговор об этом. Я действительно нередко сталкиваюсь с подобными взглядами. Попробуем разобраться? Я начну, а вы потом закончите. 

Причина № 1 конечно в том, что «классическое» искусство требует куда большего знания контекста. Вот, например, история о несчастной Ниобе и её детях. Для того, чтобы понять и оценить произведение, вы должны хоть что-то знать о том, что изображено. Конечно, сейчас есть всемогущий гугл и прочие средства. Но представляете себе, сколько времени займёт осмотр только 1 зала, если вы будете хотя бы бегло гуглить сюжеты? 

Пьер-Шарль Жомбер. Убийство детей Ниобы Аполлоном и Артемидой
Пьер-Шарль Жомбер. Убийство детей Ниобы Аполлоном и Артемидой

Конечно, если их обработать, да осовременить, могло бы выйти нечто захватывающее для нас, но это ж кто-то должен сделать, а самому, в уме, да ещё и за те 30-40 секунд, которые мы в среднем проводим перед 1й картиной в музее? 

Самое интересное в том, что главное зрелище наших дней – кино, во многом держится на тех же старых сюжетах (типах сюжета), но в кино ведь долго «подводят», объясняют, что к чему. 

Совсем иное дело то, что мы назвали «авангардом» 

Ловис Коринт. Ослеплённый Самсон. 1912
Ловис Коринт. Ослеплённый Самсон. 1912

Даже если вы вообще ничего не знаете об этом сюжете, вы легко поймёте, перед нами могучий человек, попавший в такое печальное положение. Этого достаточно, чтобы произвести впечатление. Происходит своеобразная «перефокусировка». Сюжетные детали отбрасываются, но за счёт этого, выделяется и подчёркивается нечто иное. Что именно? 

А вот тут мы подошли к причине № 2. И должны произнести всем знакомое слово «фотография». Появившись в середине XIX века, это чудо техники вытеснило такой атрибут как «сходство» из списка эстетически первостепенного. Ещё Репин говорил что-то вроде «зачем так долго возиться с этой штукой, когда можно просто взять и написать портрет», но и он не смог остановить развитие событий. На освободившееся место тут же кинулись другие «претенденты» - эмоции, изменчивость, настроение, впечатления, игра красок, пульсация ритма, а иногда, даже запах. Конечно, всё это было и раньше, но всё-таки, как правило на вторых ролях. А потом оказалось, что эмоции и впечатления находят больше отклика у зрителя, чем рассказ о несчастных детях Ниобы или о коварной потифаровой жене. Особенно сейчас, в эпоху тотальной доступности кино и просто любых изображений. 

Что же, я свою арию на эту тему исполнил, предлагаю высказаться и вам. Кстати, если кто-то думает, что я агитирую за тотальную беспредметность или отказ от классического искусства – пусть пересмотрит мой журнал и устыдится этой мысли. А кому и журнала будет мало, то милости прошу на телеграмм-канал Живописная мозаика от Владимира Меркулова. Там я как-раз то пытаюсь вызвать у современников хоть какие-то эмоции с помощью классического искусства. https://t.me/art_merkulov 

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic