merkuiovv

Categories:

Марс атакует, а Земля?

Ян Бот. Итальянский пейзаж (между 1640 и 1652)
Ян Бот. Итальянский пейзаж (между 1640 и 1652)

Почему из множества идиллических италийских пейзажей, я выбрал именно этот? Чем он примечателен? Отвечу чуть позже. Пока немного об авторе. Ян Бот (1618-1652) один из тех, кто своей биографией опровергает таблички в музеях. Почти везде вы увидите его как художника нидерландского (голландского). Действительно, он родился (и умер) в Утрехте. Но фокус в том, что Ян Бот как минимум половину своей творческой жизни провёл в Италии. Провёл в восхищении, а иногда и в сотрудничестве с одним из самых уникальных гениев мировой живописи Клодом Лорреном (1600-1682). Лоррен считается французским художником, хотя он почти всю жизнь провёл в Италии. Да не обижаются на меня французы и голландцы, но я уверен, что место рождения имеет минимальное значение. В живописи Яна Бота нет совсем ничего голландского. Для таких как он даже придумали специальный термин «голландский живописец итальянизирующего направления», на мой взгляд абсолютно корявый. Ну а что касается Лоррена, то поговаривают, что сам Ришелье приложил немало усилий для того, чтобы вернуть его во Францию, но в Риме художнику жилось куда лучше (как впоследствии Гоголю, Александру Иванову, Брюллову – но это другая история). В общем, лично я считаю и Клода Лоррена и Яна Бота художниками итальянскими, в полном смысле этого слова, без изъятий. 

Теперь о картине. Я немного слукавил и утаил её полное название, иначе было бы сразу всё понятно, а я люблю интригу. Полное название картины – «Итальянский пейзаж с Мульвиевым мостом». Да, то самое невзрачное инженерное сооружение в глубине «кадра» и есть знаменитый мост, на котором в 312 году н.э. произошла битва Константина с Максенцием, предопределившая многие события мировой истории. 

С тех пор этот мост прочно вошёл в историю художеств, возможно, как ни один другой. Есть целая галерея «Битв на Мульвийском мосту» в мировой художественной истории. 

Вот она, эта битва на арке Константина в Риме (внизу). 315 год, можно сказать «по свежим впечатлениям». 

Византийская книжная миниатюра конца IX века.
Византийская книжная миниатюра конца IX века.
Витраж в одной из церквей Любека (Германия)
Витраж в одной из церквей Любека (Германия)
Пьеро делла Франческо. 1458 (фреска в Ареццо)
Пьеро делла Франческо. 1458 (фреска в Ареццо)
Джулио Романо (завершение после смерти Рафаэля в 1520) – Ватикан
Джулио Романо (завершение после смерти Рафаэля в 1520) – Ватикан
Гротеск из Палаццо Каппони-Веттори (Флоренция) – худ. Бернардино Поччетти (ок.1585)
Гротеск из Палаццо Каппони-Веттори (Флоренция) – худ. Бернардино Поччетти (ок.1585)
Питер Ластман (Голландия). 1613
Питер Ластман (Голландия). 1613

Между прочим, у Ластмана какое-то время учился сам Рембрандт. 

Гобелен, созданный по эскизу Рубенса (1622-1625) Между прочим, у Ластмана какое-то время учился сам Рембрандт.
Гобелен, созданный по эскизу Рубенса (1622-1625) Между прочим, у Ластмана какое-то время учился сам Рембрандт.
Николя Турнье (Франция), первая половина XVII в.
Николя Турнье (Франция), первая половина XVII в.
Фламандский мастер. Ок 1640
Фламандский мастер. Ок 1640

Шарль Лебрен («главный по живописи» при дворе Людовика XIV). 1666. 

Фреска из Schlosskirche, город Эллинген (Бавария). Начало XVIII века.
Фреска из Schlosskirche, город Эллинген (Бавария). Начало XVIII века.

Впечатляющая (по крайней мере по количеству) серия? Да можно было бы и ещё набрать. На мой взгляд достаточно. А теперь, чтобы вам не мотать всю галерею обратно, ещё раз посмотрим на исходный пейзаж (да и на даты стоило бы обратить внимание).

Ян Бот. Итальянский пейзаж с Мульвиевым мостом (между 1640 и 1652)
Ян Бот. Итальянский пейзаж с Мульвиевым мостом (между 1640 и 1652)

Теперь, после того как мы посмотрели впечатляющую по размерам «Марсову» галерею этого места, контраст очевиден. Как очевидно и то, что «голландский художник итальянизирующего направления» пошёл против течения, против «системы» как сказали бы сейчас. В самом деле, «вопиющее безобразие». Знаменитый мост изображён просто как часть ландшафта (paesaggio, раз уж мы говорим об Италии), нигде не показано, что «смешались в кучу кони, люди». Ну никакой разницы, например, с:

Ян Бот. Итальянский пейзаж с паромом (между 1640 и 1652)
Ян Бот. Итальянский пейзаж с паромом (между 1640 и 1652)

И, пожалуй, здесь он зашёл даже дальше Лоррена, которому всегда стремился подражать. Правда сам Ян Бот об этом при жизни не узнал, так как скончался в 1652, а в 1655 появилась вот эта вот картина Лоррена. 

Клод Лоррен. Битва на мосту. 1655
Клод Лоррен. Битва на мосту. 1655

Хранится она, кстати в Москве в ГМИИ им.А.С.Пушкина, так что многим россиянам вполне доступна для обозрения в подлиннике. Какой именно мост не уточняется, но большинство исследователей сходятся на том, что «тот самый». 

Лоррен сохранял символическую связь с традицией, выражавшуюся в наличии небольших фигурок среди великолепия природы. Названия картины должны были пояснять смысл расположения фигурок на холсте, но большинство зрителей и тогда и сейчас понимали, что это просто условность. Может быть дело в том, что было трудно сразу идти поперёк всего прежнего контекста, может быть вопрос был в том, что пейзаж в отличие от мифа и битвы был «низким», а, следовательно, мало продаваемым жанром, хотя среди заказчиков Лоррена были и Римский Папа и король Испании (для выполнения этого «госзаказа» Лоррен пригласил и Яна Бота). Так что совсем уж отвергнутыми эти «антисистемщики» не были.

И, пожалуй, я позволю себе прибавить к рассказу и репродукциям несколько своих мыслей. Вообще я противник того, чтобы всё и вся в мировой художественной истории классифицировать. 

Но вот тут, на примере одной точки (моста) в пространстве мы видим действие двух вполне поддающихся квалификации течений. Нет, это не ренессанс, барокко, классицизм и т.д. Я предложил бы от себя, от своего разумения два термина «Тема Марса» и «Тема Земли». «Марсианское» начало вокруг Мульвийского моста звучало столетиями, громко, отчётливо. Но вот, в XVII веке послышалась прекрасная «мелодия Земли». И я не могу дать однозначный ответ, что лучше – упиваться пафосом выдающейся победы или в тишине созерцать великолепие paesaggio, либо при полном отсутствии «марсианской» темы (как у Яна Бота), либо при её едва уловимом звучании (как у Лоррена).  


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic