merkuiovv

Category:

Хроники Сопротивления I

Для того, чтобы исследовать какой-то художественно-исторический феномен, полезно сделать анализ в историческом контексте. Я назвал этот мини-цикл «Хроники Сопротивления». Повторю ещё раз, это не цикл о положительном герое. Я вовсе не собираюсь возвеличивать главного персонажа. Это цикл о тех, кто безнадёжно проигрывает в сравнении с главным героем. И даже с учётом того, что старые времена были далеко не сахар, художники, как vox populi, всё чаще и чаще возвращаются к ним. Вот об этом будем «говорить и показывать». 

Но для начала идиллическая картинка восстановления «традиционных ценностей». 

Как вы думаете, кто этот мощный старик, так пылко лапающий обнажённую девичью грудь? Гигант мысли? Отец французской демократии? Почти. 

Луи-Филипп Крепен (1772-1851, Франция) Людовик XVIII поднимает Францию из руин. 1814
Луи-Филипп Крепен (1772-1851, Франция) Людовик XVIII поднимает Францию из руин. 1814

Ах, какая трогательная idylle. Хочется пустить слезу. Пустой трон, сиськи Франции, поднимающейся с колен, из руин. Старик, готовый прямо сейчас слиться со «своим» народом в экстазе совокупления и кучка «миротворцев» с оливковыми веточками, в числе которых выделяется Александр, жест которого как бы явственно намекает : «Ваше величество, оторвитесь уже от щупания грудей. У Вас трон пустует». Если б кто-нибудь учредил рейтинг самых дурацких и пошлых картин в истории, то эта точно претендовала бы на одно из первых мест. Автор даже не дождался Ста дней, отстрелялся верноподданической халтуркой уже в 1814. Кстати, Луи-Филипп Крепен был отличный баталист-маринист. И кой чёрт занёс его на эти галеры прославления Бурбонов, сложно сказать. Другие его картины вполне приличны и смотрибельны. 

А вот почти зеркальный ответ 

Альбрехт Адам. Апофеоз Наполеона. 1824. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург*
Альбрехт Адам. Апофеоз Наполеона. 1824. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург*

* Интересное место хранения картины 

Тоже не шедевр, но мы исследуем не только художественный, но и исторический феномен. Приятно наблюдать, как отвисают челюсти и недоуменно вытягиваются носы у ылитки. Я же говорю, император теперь совсем не то, кем он был ещё в 1815. Теперь он – символ Сопротивления. 

О нём говорят или открыто 

Жан-Батист Мозес (1784-1844, Франция). Наполеон-законодатель. 1833
Жан-Батист Мозес (1784-1844, Франция). Наполеон-законодатель. 1833

Или намёками

Неизвестный автор. Могила Наполеона
Неизвестный автор. Могила Наполеона

Для тех, кто не очень понял, зачем это здесь – посмотрите налево, между 2х деревьев


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic