merkuiovv

Categories:

Неизвестный гений I – Прозрачность

Карой Ференци из тех художников, кто постоянно (или по крайней мере часто) искал. Свой стиль, творческую манеру, сюжеты. В течение жизни делал довольно радикальные живописные повороты. Если выставить рядом несколько картин без подписи, то не всегда можно догадаться, что они написаны одной и той же рукой. Как я уже говорил, деление, которое я осуществил, весьма условно. Отчасти оно совпадает с хронологией. 

Первые три картины выполнены очевидно в одной манере. Главное характерное отличие – полное отсутствие световоздушных эффектов. Персонажи словно находятся в вакууме. Кажется, что художник стремился к полной прозрачности. Это застывший и прозрачный (или остекленевший, кому как нравится) мир. Мир, из которого исчезло движение, хотя намёк на него безусловно присутствует. То, что происходило недавно, или произойдёт вскоре – несложно домыслить. Я даже не скажу, что это какая-то очень оригинальная манера. В конце XIX века так писал не только Ференци. Некий намёк на особую «философичность», стоп-кадр, попытка заглянуть за границы обыденного. Интересно, что в конце следующего, ХХ века, подобный художественный приём, который я по-своему называю «помещение персонажей в вакуум» станет весьма распространён, например, в позднесоветской живописи. 

Карой Ференци. Мальчики, кидающие камни. 1890. Национальная галерея, Будапешт
Карой Ференци. Мальчики, кидающие камни. 1890. Национальная галерея, Будапешт
Карой Ференци. Садоводы. 1891. Национальная галерея, Будапешт
Карой Ференци. Садоводы. 1891. Национальная галерея, Будапешт

Видите, из картин убран любой намёк на движение в настоящем. Оно безусловно было в прошлом (например, пятна воды на полу) и конечно будет спустя мгновение. Но сейчас это застывший, неподвижный, прозрачный мир. 

А следующая работа, несмотря на довольно мирное содержание, вызывает у меня какое-то тревожное чувство. Может быть из-за присутствия чёрно-жёлтых «в кадре», может быть по какой-то иной причине. 

Карой Ференци. Перед афишами. 1891 Национальная галерея, Будапешт
Карой Ференци. Перед афишами. 1891 Национальная галерея, Будапешт

К эти трём работам примыкает та, с которой для меня собственно и начался художник Карой Ференци 

Карой Ференци. Птичья песня. 1893. Национальная галерея, Будапешт
Карой Ференци. Птичья песня. 1893. Национальная галерея, Будапешт

Я написал «примыкает» потому, что здесь уже нет той абсолютной неподвижности и прозрачности, но общее настроение художника ещё прежнее. 

И ещё несколько работ похожего настроения и художественного метода. Считается, что в это время художник работал в стиле символизм. Хотя лично я согласен с этим только отчасти. Символизм в живописи довольно широкое и весьма размытое явление, со слабо очерченными границами. Так что можно сказать и «да» и «нет».

Карой Ференци. Неаполь. Воспоминания. 1896 Национальная галерея, Будапешт
Карой Ференци. Неаполь. Воспоминания. 1896 Национальная галерея, Будапешт
Карой Ференци. Портрет Ede Kallós. 1889. Национальная галерея, Будапешт
Карой Ференци. Портрет Ede Kallós. 1889. Национальная галерея, Будапешт
Карой Ференци. Девушки, ухаживающие за цветами. 1889. Частная коллекция
Карой Ференци. Девушки, ухаживающие за цветами. 1889. Частная коллекция
Карой Ференци. Портрет госпожи Буковинжски 1892. Частная коллекция
Карой Ференци. Портрет госпожи Буковинжски 1892. Частная коллекция

Таков был «прозрачный период» в творчестве художника. Если хотите «символистский» или «полу-символистский». 

Продолжение следует 

Предисловие было здесь 

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic