merkuiovv

Category:

Неизвестный гений III – Библия

До сих пор мы с вами рассматривали работы Кароя Ференци с точки зрения стиля, условно разделив их на 2 части – «прозрачные» и «солнечные», причём увидев, что это деление проходит не только по стилевым, но и по временным рамкам. Сегодня я немного отойду в сторону от прежнего метода. Я сознательно вывел часть работ в отдельную группу. По тематике. В живописи на библейские темы сложно сказать «новое слово». За твоей спиной такой огромный культурный пласт, что отрешиться от его существования и сделать так, чтобы он вообще не оказывал никакого влияния, практически невозможно. Однако, многим на рубеже XIX-ХХ веков это удалось. Правда с разным успехом. Некоторые, стараясь сказать что-то не банальное, ушли так далеко в оригинальность, что скорее стали иллюстраторами глубин собственного сознания (подсознания) чем библейских текстов. Тем ценнее попытки тех, кто смог найти баланс между новым и традицией. А ещё более ценными я считаю те произведения, которые вносят что-то действительно новое в понимание знакомых сюжетов. Пусть даже чуть-чуть, какой-то небольшой чёрточкой или ноткой. И здесь Карой Ференци ещё раз показал свой уровень. Пусть в этот раз не столько стилем, сколько общим замыслом. 

Я начну вот с этой картины, в которой великолепно сочетаются оригинальность и глубина проникновения в сюжет 

Карой Ференци. Жертвоприношение Авраама 1901. Национальная галерея, Будапешт
Карой Ференци. Жертвоприношение Авраама 1901. Национальная галерея, Будапешт

Ангел не просто хватает Авраама за руку, как это было принято изображать всегда. Он решительно встаёт между ним и Исааком, разводя их в стороны повелительным жестом. 

Двигаемся дальше по библейской хронологии 

Карой Ференци. Братья продают Иосифа 1900. Национальная галерея, Будапешт
Карой Ференци. Братья продают Иосифа 1900. Национальная галерея, Будапешт

Вроде бы ничего особенного, но на мой взгляд, «цепляет», как сейчас принято говорить. 

Кто сказал, что подобает изображать исключительно многолюдное шествие с прислугой, свитой и всякими верблюдами? И кто сказал, что они не могли ехать ночью. А как же тогда видеть звезду? 

Карой Ференци. Волхвы 1898. Национальная галерея, Будапешт
Карой Ференци. Волхвы 1898. Национальная галерея, Будапешт

Конечно, вертепов с колоннадами не бывает и в этой части картина спорная. Но здесь, как раз-то, скорее реверанс в сторону всей прошлой традиции, особенно ренессансной. 

Карой Ференци. Поклонение волхвов 1895. Национальная галерея, Будапешт
Карой Ференци. Поклонение волхвов 1895. Национальная галерея, Будапешт

Слушатели не древние иудеи, а венгерское общество рубежа позапрошлого и прошлого веков, правда в компании какого-то странного рыцаря (дань символистскому прошлому?)

Карой Ференци. Нагорная проповедь 1896. Национальная галерея, Будапешт
Карой Ференци. Нагорная проповедь 1896. Национальная галерея, Будапешт

Последняя на сегодня работа, наверное, самая спорная. Она дальше всего уводит от текста, но тем не менее, довольно интересна 

Карой Ференци. Возвращение блудного сына. 1908. Музей Отто Херманна, Мишкольц (Венгрия)
Карой Ференци. Возвращение блудного сына. 1908. Музей Отто Херманна, Мишкольц (Венгрия)

Оригинальность не приводит к полной потере смысла, главное в сюжете сохранено. Отвернувшийся персонаж в центре, как я понимаю, старший брат.

Нам осталась ещё одна часть, в которой надо будет сказать несколько слов о биографии художника и показать значительные работы, которые пока не вошли ни в одну из заметок. 

Другие заметки цикла о Карое Ференци «Неизвестный гений» 

Предисловие и то, что за окном – здесь 

Часть I – Прозрачность – вам сюда 

Небольшой шаг в сторону - Когда Магритт был маленький или Гость из будущего – здесь 

Часть II – Движение в сторону солнца – здесь 

Окончание – следует 

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic