merkuiovv

Categories:

Неизвестный гений IV

Карой Ференци родился в 1862 году, в Вене, в семье с немецкими (по некоторым другим данным – еврейскими) корнями. Фамилия его отца – Фрёйнд. Я не очень хорошо разбираюсь в немецко-венгерских хитросплетениях XIX века, знаю только, что всё было перемешано довольно основательно. Как я уже сказал, отец художника носил немецкую фамилию, но считался венгром и служил в каком-то важном министерстве в Вене, также связанным с Венгрией.  

Кстати, один из самых знаменитых венгров ХХ века Ференц Пушкаш тоже ведь по отцу был немцем с фамилией Пурцельд, которую он сменил только в молодости. Поначалу ни о какой живописи Карой Фрёйнд не мечтал, или, по крайней мере, очень тихо и незаметно вздыхал по ночам. Мать рано умерла, отец вскоре получил новое назначение, став управляющим первой Трансильванской железнодорожной компании. Карой закончил   юридический факультет, попрактиковался в качестве управляющего в одном из баронских поместий, а потом поступил в экономическую академию по специальности «сельское хозяйство». Таким образом, он к 1884 году имел очень перспективное с нашей точки зрения двойное образование – юридическое и экономическое, и приступил к работе на одной из семейных ферм. Примерно в то же время (возможно, по делам фермы) он знакомится с женщиной с поэтической фамилией Ольга Фиалка, которая была на 14 лет старше. Многие утверждают, что именно она произвела в душе Кароя окончательный переворот от хозяйственных хлопот к искусству. Точно не знаю, но, по крайней мере, влюблённость могла очень этому способствовать. Карой Фрёйнд и Ольга Фиалка всё меньше занимаются делами фермы и всё больше проводят времени вместе, говоря об искусстве. Кстати, у неё, в отличие от него, к тому времени уже был собственный художественный опыт. 

Ольга Фиалка. Портрет семьи Фиалка. 1874 (Насколько я понимаю, это будущие тесть и тёща художника Кароя Ференци). Музей Ференци, Сентендре, Венгрия
Ольга Фиалка. Портрет семьи Фиалка. 1874 (Насколько я понимаю, это будущие тесть и тёща художника Кароя Ференци). Музей Ференци, Сентендре, Венгрия

Кроме того, Ольга успела получить художественное образование, в том числе, в мастерской самого Яна Матейко в Кракове. 

В том же, 1884, 22 летний Карой Фрёйнд и 36 летняя Ольга Фиалка поженились и вместе отправились в Италию. 

Карой Ференци. Портрет жены художника Ольги Фиалки. 1894 Национальная галерея, Будапешт
Карой Ференци. Портрет жены художника Ольги Фиалки. 1894 Национальная галерея, Будапешт

Понимая недостаток своего живописного образования, Карой пытается наверстать упущенное (это к вопросу о том, в каком возрасте стоит начинать), обращаясь к разным наставникам, хотя и немного хаотично. Видимо, первые попытки были уже в путешествии по Италии. Потом супруги в течение 1885 года несколько месяцев изучали изобразительное искусство в Мюнхене. В том же году родился их первый сын – Valеr. 

Карой Ференци. Чудесная книга (Портрет сына Valеr). 1888
Карой Ференци. Чудесная книга (Портрет сына Valеr). 1888

В 1886 году, по инициативе отца художника, вся семья меняет фамилию с Фрёйнд на венгерскую Ференци. Карой продолжает учиться - в Академии изящных искусств в Неаполе, затем, в 1887-1889, в Академии Жюлиана в Париже. Там его учителями были такие «зубры» позднего академизма, как Тони Робер-Флери и Вильям Бугро. Однако, наибольшее влияние на Ференци оказали не они, а работы скончавшегося недавно (1884) знаменитого реалиста Жюля Бастьена-Лепажа. Я думаю, что произведениях «прозрачного периода» Кароя Ференци вполне возможно разглядеть это влияние. 

В 1889 Карой Ференци с семьёй поселился в  Сентендре. В 1890 году родились близнецы Ноэми (девочка) и Бени (мальчик). Вот здесь они уже достигшие совершеннолетия 

Карой Ференци. Портрет Ноэми и Бени Ференци. 1908 Национальная галерея, Будапешт
Карой Ференци. Портрет Ноэми и Бени Ференци. 1908 Национальная галерея, Будапешт

С рождением близнецов Ольга Фиалка окончательно оставила собственные занятия живописью, посвятив всё время мужу и детям. Кстати, все трое детей Ференци пошли «по художественной части». Ноэми стала известным дизайнером и художником по ткани, старший Valеr – графиком и иллюстратором, Бени – также графиком, иллюстратором и скульптором. У последнего весьма интересная биография. Рекомендую ознакомиться, например, есть статья в русскоязычной Википедии (статья Бени Ференци). 

В 1892 году Ференци снова меняет место жительства, перебираясь со всей семьёй в Мюнхен, одну из столиц модерна, а, точнее, Сецессиона. Там художник застал зарождение и расцвет этого течения, прожив в столице Баварии до 1896 года. На мой взгляд, вот это произведение вполне в духе выставок Сецессиона. 

Карой Ференци. Археология. 1896 Национальная галерея, Будапешт
Карой Ференци. Археология. 1896 Национальная галерея, Будапешт

Кроме всего прочего, меня привлекла любопытная трактовка. Три этажа – заказчики, копатели и статуя, до времени скрывающаяся под землёй. 

И ещё одна работа

Карой Ференци. Орфей. 1894. Национальная галерея, Будапешт
Карой Ференци. Орфей. 1894. Национальная галерея, Будапешт

Конечно, Орфей не был скрипачом, но ведь Венгрия страна славных скрипичных традиций. 

В Мюнхене Ференци знакомится с другим известным впоследствии венгерским художником, армянином Шимоном Холлоши. В 1896 друзья принимают совместное решение вернуться в Венгрию и основать колонию художников, поселившись в Надьбанье (сейчас Бая-Маре, Румыния). Холлоши приписывают такие слова: «венгерское искусство может стать истинно национальным только на родной почве, под венгерским небом, в общении с возрождающимся народом». О том, что Карой Ференци был негласным лидером и душой этой колонии, я уже упоминал. С этого момента жизнь художника, и без того не слишком богатая на события, становится и вовсе спокойной. Говоря о последних 20 годах жизни годах Кароя Ференци, биографы упоминают разве что факт переезда в 1906 в Будапешт, где он стал профессором Школы рисования. Впрочем, лето Ференци всё равно проводил в Надьбанье. В 1911 тамошняя колония художников наконец-то приобрела юридический статус. Угадайте, кого избрали Президентом? Мне осталось просто показать ещё несколько работ, «бессистемно». Тех, что не вошли ни в одну из прежних заметок. 

Карой Ференци. Русинский юноша-крестьянин. 1898. Современная венгерская галерея. Печ, Венгрия
Карой Ференци. Русинский юноша-крестьянин. 1898. Современная венгерская галерея. Печ, Венгрия
Карой Ференци. Художник и модель в лесу. 1901. Частная коллекция
Карой Ференци. Художник и модель в лесу. 1901. Частная коллекция
Карой Ференци. Художник и модель в ателье. 1904. Национальная галерея, Будапешт
Карой Ференци. Художник и модель в ателье. 1904. Национальная галерея, Будапешт

Не знаю как на вас, а на меня это балансирование на грани жизнь/картина производит впечатление. Хороший замысел. 

Карой Ференци. Мужчина на мосту 1912. Национальная галерея, Будапешт
Карой Ференци. Мужчина на мосту 1912. Национальная галерея, Будапешт
Карой Ференци. Красная стена. 1910. Частная коллекция
Карой Ференци. Красная стена. 1910. Частная коллекция
Карой Ференци. Клоун. 1910. Музей Риппл-Ронаи, Капошвар, Венгрия
Карой Ференци. Клоун. 1910. Музей Риппл-Ронаи, Капошвар, Венгрия

Карой Ференци скончался 18 марта 1917 года в Будапеште. Причина смерти в источниках мне не попадалась, но судя по тому, что ещё в начале года он отошёл практически от всех дел по состоянию здоровья и умер в клинике, можно предположить, что речь шла скорее о хроническом заболевании, чем о каком-то несчастном случае. Ольга Фиалка пережила мужа ещё на 13 лет.  

Вот теперь цикл закончен, я показал всё, что хотел, и я приглашаю всех делать оценки, выводы, выкладывать дополнения. 

Другие заметки цикла о Карое Ференци «Неизвестный гений» 

Предисловие и то, что за окном – здесь 

Часть I – Прозрачность – вам сюда

Небольшой шаг в сторону - Когда Магритт был маленький или Гость из будущего – здесь 

Часть II – Движение в сторону солнца – здесь 

Часть III – Библия – интересующимся сюда 

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic