merkuiovv

Category:

О самых любимых – 2

Похоже это превращается в рубрику. Только не надо искать какую-либо систему. Мой «рейтинг» самых любимых художников не содержит вообще никаких формальных критериев (стиль, новизна, век, страна и т.д.). В него просто попадают. И живут там, в моём сознании. Но сначала праздничное. 25 марта сего года я поздравлял с Благовещением тех, кто праздновал тогда

И чтобы никто не вздумал сказать, что я пренебрегаю юлианским календарём, равноспасительным и имеющим точно такой же смысл и значение, как и григорианский, я и сегодня поздравляю всех празднующих и вообще всё прогрессивное человечество (включая молодёжь, которая даже не понимает смысла этого выражения) с замечательным праздником Благовещения! С него и начнём. 

Штефан Лохнер (1410-1451, Кёльн). Благовещение. Кёльнский собор. Алтарь святых – патронов города. Вид с закрытыми створками
Штефан Лохнер (1410-1451, Кёльн). Благовещение. Кёльнский собор. Алтарь святых – патронов города. Вид с закрытыми створками

А как вам такое? (Жаль не очень хорошее качество)

Штефан Лохнер (1410-1451, Кёльн). Благовещение из молитвенника, оформленного художником
Штефан Лохнер (1410-1451, Кёльн). Благовещение из молитвенника, оформленного художником

Штефана Лохнера относят к представителям так называемой интернациональной готики. С одной стороны – это верно. С другой – мало о чём говорит, так как один «интернациональный готик (или гот?) может отличаться от другого так сильно, что без подписей и прочих пояснений-разъяснений вы никогда бы не догадались, что речь идёт о художниках одного стиля. 

Штефан Лохнер. Мадонна в беседке из роз. 1448
Штефан Лохнер. Мадонна в беседке из роз. 1448

Согласиться можно с тем, что это последний расцвет готики, её величественный реквием (если говорить о живописи). Совсем рядом, даже Рейн не надо форсировать – Нидерланды, где уже скончался Ван Эйк и вовсю работает Ван дер Вейден. А лет через 20 родятся Дюрер и Кранах. Так что временная шкала уже далеко не готическая. 

Штефан Лохнер. Триптих с Марией в запечатанном (огороженном, закрытом, укреплённом) саду
Штефан Лохнер. Триптих с Марией в запечатанном (огороженном, закрытом, укреплённом) саду

Мне больше всего импонирует удивительная мягкость этого художника. Я конечно понимаю, что такие выводы так просто не делаются, но мне кажется он был из тех, про кого говорят «с детской душой». 

Штефан Лохнер. Поклонение Младенцу Иисусу. Ок. 1445
Штефан Лохнер. Поклонение Младенцу Иисусу. Ок. 1445

Какие ассоциации у вас вызывает сочетание «мученичество» и «средневековый германский»? Почти наверняка это корчащиеся от боли тела, неестественные позы, много крови. Скорее всего это правда, историческая правда. Но вот вам мучения апостолов 

Штефан Лохнер. Мученическая смерть апостолов (часть). Ок. 1435
Штефан Лохнер. Мученическая смерть апостолов (часть). Ок. 1435

Я понимаю, что это недостоверно. Но видимо такой подход тоже многое говорит о художнике. Может быть это самовнушение или ошибка восприятия, но кажется, что и на Страшном Суде у него спасаемых куда больше, чем гибнущих (и те в основном из начальства), хотя классическое средневековье как правило оперировало другими пропорциями. 

Штефан Лохнер. Страшный Суд. Ок. 1435
Штефан Лохнер. Страшный Суд. Ок. 1435

Кстати, вы заметили, сколько слева у райских врат рыжих? А ведь «традиционное благочестие» всегда очень негативно относилось к этому цвету волос.  

Ещё одно поклонение Младенцу

Штефан Лохнер. Поклонение Младенцу Иисусу
Штефан Лохнер. Поклонение Младенцу Иисусу
Штефан Лохнер. Мадонна с фиалками
Штефан Лохнер. Мадонна с фиалками
Штефан Лохнер. Принесение Иисуса в храм (Сретение по-нашему)
Штефан Лохнер. Принесение Иисуса в храм (Сретение по-нашему)

Я хотел бы обратить ваше внимание на вот эту вот чудесную детскую «группу сопровождения»

Штефан Лохнер. Принесение Иисуса в храм (фрагмент)
Штефан Лохнер. Принесение Иисуса в храм (фрагмент)

На этом можно было бы закончить, но мы говорим о художнике кёльнском, так что стоит ещё посмотреть алтарь из знаменитого Кёльнского собора. К тому же мы с него и начинали, только в закрытом виде. 

Штефан Лохнер. Алтарь Поклонение волхвов и святые патроны Кёльна – Урсула и Гереон. Общий вид. 1440е
Штефан Лохнер. Алтарь Поклонение волхвов и святые патроны Кёльна – Урсула и Гереон. Общий вид. 1440е
Штефан Лохнер. Алтарь Поклонение волхвов и святые патроны Кёльна – центральная панель
Штефан Лохнер. Алтарь Поклонение волхвов и святые патроны Кёльна – центральная панель
Штефан Лохнер. Алтарь Поклонение волхвов и святые патроны Кёльна – левая створка. Святая Урсула с присными
Штефан Лохнер. Алтарь Поклонение волхвов и святые патроны Кёльна – левая створка. Святая Урсула с присными
Штефан Лохнер. Алтарь Поклонение волхвов и святые патроны Кёльна – правая створка. Святой Гереон с присными
Штефан Лохнер. Алтарь Поклонение волхвов и святые патроны Кёльна – правая створка. Святой Гереон с присными


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic