merkuiovv

Category:

Praeludium.

Как правило, о художествах пишут люди довольно милые, но серьёзные. Да и то сказать, искусствоведение давно превратилось из простого описания в целую науку, со своими теориями, понятийным аппаратом, корифеями и т.д., и т.п. В общем, не теоретическая физика, конечно, но вещь серьёзная. 

Если представить себе книжный, журнальный, электронный объём информации об изобразительных искусствах, то процент сведений, поданных в шутливой манере, будет примерно соответствовать бокалу с колой, случайно опрокинутому с бортика в большой бассейн. С другой стороны, может так и надо? Вряд ли кому понравиться купаться в коле. Но если мы добавим ещё пару капель, соотношение серьёзно не изменится. Так что – наслаждаемся развязанными руками. 

Во-первых, чтобы пошалить и пошутить, есть 1 апреля. В этот день даже суровые технари могут улыбнуться и позволить себе что-нибудь. Но до него ещё так долго, что можно застрелиться от тоски. 

Во-вторых, в последнее время появилась тенденция рассказывать с юмором о стилях и направлениях. В стиле «для чайников», на языке молодёжного сленга, даже с использованием котиков. 

Но мне сегодня хотелось бы поговорить не столько о стилях (как в искусстве, так и в искусствоведении), сколько о самих сюжетах. Вспомнить те, которые просто вызывают улыбку без нарочитого авторского предисловия или объяснения. И тут (в восприятии массового зрителя) «комедийный жанр» проигрывает с разгромным счётом. 

Нет, конечно есть исключения. Но их так мало. Рано или поздно у многих авторов появляются (в виде репродукций) или улыбающийся ангел из Реймса 

Реймский ангел (фото из Википедии)
Реймский ангел (фото из Википедии)

Или (если автор русскоязычный) «картина Репина Приплыли», которая на самом деле к Репину совсем никак не относится. 

Лев Соловьёв, «Монахи. Не туда заехали»
Лев Соловьёв, «Монахи. Не туда заехали»

Эти «комедии» в искусстве знаю все. А я сегодня попробую найти для вас что-то редкое. И начнём мы со…вскрытия. 

«Ну вот, обещали комедию, а тут какой-то нуар»: скажет внимательный читатель. Не спешите. Всё не так уж и страшно. 

Рембрандт. Урок анатомии доктора Тульпа.  1632
Рембрандт. Урок анатомии доктора Тульпа. 1632

Вскрытий в истории художеств достаточно. И гораздо более подробных. Но мы их смотреть сегодня не будем. Остановимся на этом, как на самом-самом знаменитом. 

Во-первых, не такое уж оно и страшное, это вскрытие. Подумаешь, сухожилия левой руки. Во-вторых, это, между прочим, групповой портрет амстердамской гильдии хирургов. Кроме того, следует отметить, что публичные вскрытия и анатомические шоу были очень модным развлечением в протестантской Европе XVII-XVIII веков. Известно, что большим поклонником их был Пётр Алексеевич Романов. Не спешите осуждать «дикость нравов». Где бы сейчас была современная медицина без этих вот спектаклей? 

И, наконец, к юмору. Сегодня у нас раздел «пародии». Нет никаких указаний, но я почти уверен в том, что рембрандтовский урок был спародирован в начале ХХ века. 

Гастон Ла Туш. Урок анатомии.
Гастон Ла Туш. Урок анатомии.

Даже название то же. Но – действие происходит в месте, напоминающем парки XVI-XVIII веков (Версальский и т.п). Зрители не профессиональные хирурги, а галантные дамы. Вскрытие производит некто, похожий на амура, а объектом является не повешенный преступник (как у Рембрандта) а сатир (или фавн). Между прочим, в зависимости от этого открываются разные толкования, ибо в одной из классификаций мифологических существ указывается, что фавны в отличие от сатиров при виде женского пола всё-таки иногда могут держать себя в руках. Так что если применять этот подход, то урок анатомии Гастона Ла Туша можно толковать по-разному. 

P.S. Смысл названия Praeludium постараюсь раскрыть завтра. 


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic