merkuiovv

Categories:

Мишки (Шишкин) на севере

Кто ж не знает, что Иван Иванович Шишкин – «Царь Русского леса». Казалось бы, более «русского народного» художника сложно представить. У него и «русский дух», и «Русью пахнет». А вот представьте себе, что Шишкин жил бы не в России, но не время от времени, как это действительно с ним бывало, а постоянно. Что бы он тогда писал? Чем вдохновлялся бы? Например, судьба занесла бы Иван Ивановича в Скандинавию. Что бы он там нашёл? Рискну ответить – не «что» а «кого». Других «Шишкиных». Людей очень близких ему по живописному духу и по художественному методу. По-научному это называется «дюссельдорфская школа». Как совершенно очевидно из названия, она возникла в Германии (тогда ещё не единой) в городе Дюссельдорф в начале XIX века. 

Что же это? - возмутится патриотически настроенный читатель. - Что за «норманнские теории» в истории русской живописи? Какие такие немцы в родных русских лесах? 

Вот именно, «норманнские». На Север и отправимся. Для начала недалеко. Можно даже не покидать пределов Империи. Знакомимся с «финским Шишкиным».

Ялмар Мунстеръелм (1840-1905) 

Осеннее настроение
Осеннее настроение
Берёзы летом.
Берёзы летом.
Финская дорога.
Финская дорога.
Зимний лес в Hauho, Häme (писать по-русски не рискну, скажу только что первое слово означает город, а второе область, в которой он находится)
Зимний лес в Hauho, Häme (писать по-русски не рискну, скажу только что первое слово означает город, а второе область, в которой он находится)

Ну, это не характерный пример, - скажет строгий скептик. – Художник почти русский, с русскими наверняка общался много, так как был членом Императорской академии художеств. 

Хорошо, обратимся к соседней Норвегии. Там нас ждёт «норвежский Шишкин». Норман Адельстен (1848-1918). А я бы даже сказал «один из норвежских Шишкиных». Но для первого знакомства достаточно одного. Вот только Норвегия, в отличие от России и Финляндии, — это больше море и камень, чем лес, но художественный метод остаётся прежним. 

Под парусом во фьорде
Под парусом во фьорде
Полярная полночь
Полярная полночь
Ромсдал-фьорд. 1877
Ромсдал-фьорд. 1877
Пароход
Пароход

Леса совсем не видно, да и вообще, перепрыгнули из Финляндии в Норвегию, а Швецию пропустили, наверное, из-за того, что там нечего показать, – опять проворчит строгий скептик. 

Ладно, будет вам «шведский Шишкин». Юхан Эдвард Берг (1828-1880). 

Рыбалка. 1879
Рыбалка. 1879
Закат солнца над заливом. 1855
Закат солнца над заливом. 1855
Лесной пейзаж. 1853
Лесной пейзаж. 1853
Дали в Ornäs.
Дали в Ornäs.

У последней (на сегодня) картины даже название частично совпадает с «Лесными далями» Шишкина. Это неспроста. К числу характерных отличий дюссельдорфской школы относится благоговейное отношение к величию природы, частый выбор «эпических» пейзажных мотивов. Думаю, что сегодняшние иллюстрации это подтверждают. Ещё один признак – почти фотографическая точность изображения. С этим, на мой взгляд, тоже вопросов не возникает. 

Упреждая вопрос о том, зачем это написано, отвечу, что, во-первых - для проверки высказанной гипотезы. Если кому охота покритиковать, поспорить, то милости просим, особенно если много аргументов. 

Во-вторых - для пропаганды тезиса о том, что мудрый зритель двух маток сосёт  получает удовольствие и от своего национального, и от «чужого», даже если это «чужое» придумали немцы. 

На этом можно было бы и закончить, но уж больно интересно не только художественное, но и фотографическое совпадение героев этой заметки. Ведь все они жили уже в эпоху фотографии. Итак,

Иван Иванович Шишкин
Иван Иванович Шишкин
Ялмар Мунстеръелм
Ялмар Мунстеръелм
Норман Адельстен
Норман Адельстен
Юхан Эдвард Берг
Юхан Эдвард Берг



Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic